Небольшое рассуждение об интересах, знаниях и истине.
Многие люди сталкиваются с непониманием интереса к философии, к необычному, мистическому.
Некоторые с недоумением смотрят и задают вопрос: А зачем ты этим интересуешься? Ты же обычный человек, а не Конфуций.
Как-то 8 лет назад мне сказали: какого черта ты ломаешь мозги? Голова еще не болит? Хватит уже, отступись. Иди лучше чаю выпей
или сериал посмотри. Это было сказано не в обиду. Просто есть люди которые считают такие интересы
пустой тратой времени. Но человеку не обязательно быть профессором или философом для таких увлечений.
Может пора уже уважать чужое мнение и интересы? Сейчас не ссср чтобы кто-то диктовал что хорошо, а что плохо.
А люди до сих пор занимаются подобными нравоучениями.
Интересоваться чем-либо - это естественное состояние человека. Такое же естественное как жажда или голод.
Просто у каждого человека свои интересы. И он имеет право интересоваться теми сферами, которые не связаны
с его работой и жизнью. Человека можно сильно ограничить, но отбери у него возможность узнавать то, что ему интересно -
это сломает его духовно, превратит в живой труп с мертвой душой.
Рассуждая о знаниях, хочу упомянуть мысли Рене Декарта, хоть это и отличается от темы мистики.
Декарт был знаком с книгами о магии, но относился к ним не серьезно, отрицая астрологию и алхимию. Его ум в принципе не любил все, что невозможно доказать.
Но это не относилось к богу - великому, идеальному абсолюту, незнающему ошибок. Существование этого абсолюта - врожденная
идея, которую легко осознать.
Декарт обладал огромным количеством знаний, интересовался анатомией, ботаникой, оптикой, астрономией, математикой,
геометрией, философией, физикой и многим другим. Сложно сказать чем он не интересовался.
Этот человек удивляет количеством информации, которая помещалась в его голове. Хотя Декарт признавал, что память у него
не безграничная и он пытается ее структурировать. И даже дает советы читателям как это сделать. Его «я мыслю, следовательно,
существую» - это еще не все, что следует о нем знать. Он был против узкой специализации на чем либо. Для достижения истины нельзя
интересоваться одной конкретной наукой, все они зависимы и связаны между собой.
В правилах для руководства ума написано:
«видя, что один человек не в состоянии разом обучиться всем искусствам, но легче становится лучшим мастером тот,
кто упражняется лишь в одном из них (ведь одни и те же руки не могут приспособиться к возделыванию земли и игре
на кифаре или ко многим различным занятиям подобного рода столь же легко, как к одному из них), они думали то же
самое и о науках и, отличая их друг от друга сообразно различию их предметов, полагали, что надо изучать каждую
науку в отдельности, отбросив все прочие. В этом они безусловно обманывались. Ведь, поскольку все науки являются
не чем иным, как человеческой мудростью, которая всегда пребывает одной и той же, на какие бы различные предметы
она ни была направлена, и поскольку она перенимает от них различие не большее, чем свет солнца - от разнообразия
вещей, которые он освещает, не нужно полагать умам какие-либо границы, ибо познание одной истины не удаляет нас
от открытия другой, как это делает упражнение в одном искусстве, но, скорее, тому способствует.»
«что же касается разума, или здравомыслия, то, поскольку это единственная вещь, делающая нас людьми и отличающая нас от животных,
то я хочу верить, что он полностью наличествует в каждом»
Больше всех наук он любил математику, ведь это наиболее чистый предмет, который содержит только достоверные данные.
Ход своих мыслей он часто показывает цифрами, отрезками и геометрической прогрессией. Поэтому, если есть сложности с
пониманием точных наук, могут появиться определенные затруднения. Не так легко поймать ход его мыслей перемещаясь от одной
цифры к другой. Он двигался от простого к сложному, подробно описывая процесс получения знаний. Самое важное, что
становится понятно, изучив его взгляды на мир - человек не может считаться образованным, пока не избавится от узости ума.
На земле мало Рене Декартов, есть ли они вообще? Сейчас и времена другие. Современное образование дает определенный профиль.
Да и мало кто знает больше двух языков. Дело не в том, чтобы обрести безграничную мудрость. Дело в том, нужно ли себя ограничивать?
А кто запретит и как? Пока за это в клетку не садят.